Как стать суррогатной мамой?
Мы уже привыкли, что бесплодные пары, отчаявшиеся родить малыша сами, обращаются за помощью к суррогатным матерям: их труд больше не вызывает удивления и хорошо оплачивается. Но у женщин, которые примеряются к роли сурмамы, по-прежнему много вопросов: как застраховаться от разных рисков, кто меня поддержит, кто даст гарантии?
Какие требования предъявляются к суррогатной матери?
Требования к суррогатным мамам закреплены законодательно в федеральных законах и приказах Минздрава. Суррогатной мамой может стать женщина от 20 до 35 лет, имеющая Гражданство РФ, минимум одного собственного рожденного ребенка, физически и психически здоровая. Наличие или отсутствие брака неважно.
Сколько раз женщина может быть сурмамой и с каким перерывом?
Обычно мы не работаем с женщинами, у которых больше двух опытов вынашивания детей для бездетной пары. Дело в том, что чаще всего в программу суррогатного материнства они приходят далеко не в 20 лет и просто не успевают принять участие в программе больше двух раз.
Перерыв между участиями в программе — такой же, какой рекомендован для вынашивания беременности: год от последних родов или, минимум, полгода после прекращения лактации — это срок на восстановление цикла. Женщин после кесарева сечения мы стараемся не брать на роль сурмамы, потому что высока вероятность несостоятельности рубца.
Как проверяется здоровье и благополучие будущей сурмамы?
Объем обследований тоже предусмотрен действующим законодательством. Проверки меньше этого объема невозможны, больше — да, по усмотрению медицинского центра.
С точки зрения физического здоровья нас прежде всего интересует состояние матки женщины. В первую очередь смотрим эндометрий в двух фазах менструального цикла, чтобы понимать, насколько она способна к вынашиванию беременности. Когда мы утверждаем сурмаму по этому критерию — переходим к лабораторным исследованиям. Это очень большой перечень анализов, начиная с группы крови и резус-фактора, гемоконтактных инфекций (ВИЧ, гепатит), заканчивая коагулограммой, консультациями маммолога, терапевта.
С точки зрения психического состояния — однозначно требуются справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Кроме этого, в нашей клинике с сурмамами работает психолог. Законом консультации психолога не предписаны, но мы выбрали для себя этот момент, так как беременность сурмамы — это эмоционально непростой процесс.
Кто платит за предварительные обследования будущей сурмамы и сколько они длятся?
Все обследования оплачивает клиника. Именно мы заинтересованы в том, чтобы сурмама максимально подходила для своей роли. По времени все обследования занимают, минимум, месяц: нам надо попасть в две фазы менструального цикла, а это 2–4 день цикла и 14–16. Затем делаем анализы и ждем результат, это еще некоторое время. Если будущая сурмама обратилась к нам, скажем, на 20 дне цикла, мы начинаем работать с психологом, и когда подходим к нужной фазе цикла — подключаются врачи.
Чем рискует сурмама в плане здоровья?
Беременность и роды — естественные физиологичные процессы. Сурмамой может стать только та женщина, которая уже рожала, про которую известно, что ее организм нормально эти процессы проводит. Надо понимать, что для суррогатной мамы беременность — это не программа ЭКО, ей не делают гормональную стимуляцию. Выравнивание циклов с биомамой с помощью гормональной стимуляции — крайне редкая мера сегодня, потому что эмбрионов переносят, в основном, после криоконсервации. Именно сурмама будет вынашивать ребенка, и к ней относятся особенно бережно.
Как ведется наблюдение беременности сурмамы?
Родители вправе выбрать центр, где сурмама будет наблюдаться во время беременности. Чаще всего это Центр семейной медицины, если они готовы оплачивать наблюдение, Перинатальный центр на Антона Валека, так как именно там ведут беременность после ЭКО в рамках ОМС. Но это не обязательное условие: если родители предпочитают другой центр или сурмама живет в другом городе и не готова переезжать на время беременности, мы готовы к другим вариантам.
Как проходят роды и что происходит после них?
За каждым роддомом у нас закреплены свои виды осложнений беременности. Скажем, если у сурмамы высокий уровень сахара в крови, она будет родоразрешаться в 40 роддоме, если у нее высокое давление — в 10 роддоме. Если родители предпочитают платный роддом, мы обсуждаем этот вариант.
Сурмама ложится в роддом вместе с родителями — в разные палаты, конечно. Когда ребенок рождается, сурмаме его не показывают и не отдают. В родах сурмаму сопровождает наш психолог, чтобы ей было эмоционально легко выйти из этой ситуации. Биородители сразу берут ребенка на руки, и затем лежат с ним в отдельной палате. Конечно, пожелания мы согласовываем: некоторые сурмамы хотят, чтобы при родах присутствовала только биологическая мама, без папы, другие женщины спокойно относятся к присутствию биопапы.
Потом, когда сурмама физически и эмоционально готова к оформлению завершающей части сделки, мы подписываем документы. Как правило, это случается через сутки-двое после родов. Затем, на третий день или позже, по показаниям, женщина возвращается к обычной жизни.
Что происходит, если беременность сурмамы многоплодная?
Прекрасно, вынашиваем многоплодную беременность, это увеличивает вознаграждение сурмамы. Но здесь снова многое зависит от сурмамы: если в анкете она указала, что готова вынашивать двойню, только тогда беременность может быть многоплодной. Второй момент — наши врачи должны сказать, что она к этому готова.
Есть ли контроль за образом жизни сурмамы во время беременности?
Нормативных закреплений этого момента нет, но в нашем центре принято, что с сурмамами работают кураторы. Это специально обученные девушки с образованием психолога и юриста. Они отвечают на вопросы, которые волнуют сурмаму, помогают решать сложные моменты, приходят вместе с ними на прием к специалистам, собирают ежедневные фотоотчеты от сурмамы о том, как она питается и на что тратит целевые средства, которые регулярно ей переводятся.
Ежемесячно сурмама получает, в среднем, 25 000 на нужный образ жизни: питание, витамины, йогу, бассейн — по пожеланиям. Фотоотчеты нам нужны, чтобы убедиться, что сурмама со своей стороны выполняет все свои обязательства и делает все, чтобы малыш родился здоровым.
Образ жизни сурмамы не меняется никак: она по-прежнему работает, общается со своей семьей и детьми, живет у себя дома. Просто у нее появляются некоторые обязательства в связи с ее работой в программе суррогатного материнства. Конечно, мы учитываем пожелания сурмам. Если в предварительной анкете женщина пишет, что куратор — это лишняя мера, она сама будет присылать отчеты, мы идем на это. С другой стороны, многие сурмамы говорят: мне нужен куратор, это моя безопасность, я хочу, чтобы он приезжал ко мне раз в месяц и смотрел, как я живу, рассказывал биородителям о результатах приемов у специалистов. Родители со своей стороны заполняют такую же анкету, и мы ищем варианты, чтобы всем было комфортно.
Оформляет ли сурмама декрет?
Конечно. Сурмама уходит с работы в 30 недель при одноплодной беременности, в 28 недель при многоплодной, оформляют больничный по беременности и родам на 140 дней: 70 до родов и 70 после родов, при кесаревом сечении +16 дней. Отпуск по уходу за ребенком сурмама не оформляет, а оплачиваемый декретный отпуск ей гарантирован.
Какие гарантии есть у сурмамы? Как закон защищает ее?
Договор о заместительном вынашивании — это легальный документ, официальный гражданско-правовой договор, в котором мы предусматриваем все пожелания сурмамы и биородителей: суммы, сроки, условия. В договоре прописаны обязательства и обязанности сторон. И если сурмама свои обязательства по договору выполнила: ребенка выносила, родила, то и родители должны выполнить свое обязательство: ребенка забрать, вознаграждение выплатить. Закон защищает обе стороны на основании этого договора.
Почему сурмама не может быть одновременно донором яйцеклетки?
Однозначно, сурмама не может быть одновременно еще и донором яйцеклетки. Такая правовая ситуация практикуется, например, в Америке, но у нас она запрещена законом, потому что фактически это означало бы продажу собственного ребенка. Родство сурмамы с ребенком запрещено, при этом закон предусматривает обязательное генетическое родство биородителей и эмбриона.
Какие женщины становятся сурмамами? Что побуждает их на этот шаг?
Сурмамы — это женщины решительные, ответственные, понимающие, на что они идут, готовые помочь бездетной паре и получить за это достойное вознаграждение. С одной стороны, сурмама дарит новую жизнь ребенку и его родителям, но она дарит новую жизнь и себе — это новый финансовый уровень. Так что сурмама решает сразу несколько проблем нескольких человек.
Истории женщин, которые приходят в программу, очень разные. Есть женщины, которые с маленькими детьми на руках попали в сложную жизненную ситуацию. Есть молодые мамы нескольких малышей, есть опытные мамы, которые почти вырастили собственных детей.
Стоит ли сурмаме предлагать свои услуги парам в обход медицинских центров-посредников?
Закон это не запрещает, но без тщательной медицинской проверки пару и сурмаму может ждать неудача. Скажем, недавно у нас была консультация с девушкой, которая дважды участвовала в программе суррогатного материнства, и оба раза неудачно — беременности замирали. Когда медики стали искать причину, нашли инфекцию, которая мешала наступлению беременности. И сейчас уже непонятно, кто в этом виноват.
Как развиваются отношения биородителей и сурмамы во время беременности?
Родители заполняют большую анкету и помечают: хотят они встретиться с женщиной очно, выбрать по фотографиям или видеозаписи. Некоторые пары идут в программу анонимно, выбор сурмамы полностью доверяют специалистам, и тогда в ходе беременности можно ни разу не встретиться, даже в роддоме. Но есть пары, которые готовы к тесному общению с сурмамой в течение всей беременности. Это чаще всего родители с большим и неудачным опытом в программах ЭКО, для которых сурмама — это последний шанс.
Конечно, со стороны сурмамы мы учитываем такие же пожелания, чтобы сторонам было комфортно сотрудничать.
У суррогатных мам и родителей есть разные страхи: сурмама не отдаст малыша после родов или родители не захотят его забирать и оставят женщину без денег. Сталкивались ли вы с этим в реальности?
Мы не сталкивались с подобным. В нашем договоре предусмотрен пункт, согласно которому родители обязуются забрать любого ребенка, даже если он родится с патологией. И родители заранее знают об этом. В случае отказа сурмамы передать ребенка родители с этим же договором могут пойти в суд и легко доказать, что генетически это их ребенок, а сурмама с самого начала готова была выносить его за достойное вознаграждение.
Как на практике сурмамы объясняют окружающим свою беременность и потом — отсутствие ребенка?
С этого вопроса у нас начинает работу психолог. Мы выясняем, как женщина позиционирует себя, чье мнение и внимание ей важно, психолог помогает сурмаме правильно себя вести и выстраивать ситуацию. Они обсуждают, как объяснить все близким, коллегам или собственным детям, особенно маленьким. Каждая ситуация индивидуальна, требует отдельного решения. Но чаще всего женщины, которые идут в эту программу, замотивированы на вознаграждение и готовы как-то объяснить коллегам и друзьям, что происходит. Или не объяснять вовсе.
Соблюдается ли неразглашение тайны при суррогатном материнстве?
Как правило, стороны совершенно не заинтересованы, чтобы об их ситуации кто-то знал. И, в любом случае, сохранение тайны предусмотрено в договоре, есть финансовые санкции за разглашение.
Что нужно сделать женщине, чтобы стать сурмамой?
В первую очередь, нужно принять это решение. Потом — связаться с нами: написать или позвонить. После этого мы лично встречаемся, беседуем, отвечаем на вопросы женщины. Она заполняет анкету, рассказывает о себе, своих ожиданиях и пожеланиях. Мы подключаем психолога, врачей и начинаем работать.
https://www.u-mama.ru/read/waiting/infertility/9986.html