От звонка до звонка: как подготовить ребёнка к школе
До первого сентября осталось совсем немного. Как подготовится к школьному времени будущим первоклассникам и их родителям, а также тем, кто идет в школу не первый раз, рассказывает психолог Центра семейной медицины Елена Василенко.
Все или почти все дети однажды идут в 1-ый класс. Как сделать так, чтобы это было запоминающимся в самом хорошем смысле слова и для детей и для родителей?
Если мы говорим конкретно о 1-м сентября, для начала надо хорошо выспаться. Затем прорепетировать ваши действия на целый день. Удостовериться, что ваш первоклассник знает, как зовут учителя. Нарядится, взять букет цветов и спокойно идти в школу.
Что должен к 1-му классу знать, уметь и, главное, чувствовать ребенок?
К 7-ми годам у детей особенно развивается познавательный интерес. Ребенок физиологически готов изучать, познавать, исследовать. Ему сейчас, как никогда, интересно учиться! Самое главное, чтобы школа и мы - родители, не испортили этот настрой.
Многие мамы переживают, что ребенок к 1-му классу не читает, не пишет или не говорит по-английски. Это оправдано?
По новым стандартам дети не должны уметь читать и писать, поступая в первый класс. С точки зрения нейропсихологии ребенок готов обучаться чтению и письму с 6-ти до 8-ми лет. Сейчас границы немного смещаются, поэтому мы, психологи, говорим о 7-8-ми годах. Как только мозг ребенка будет готов, он быстро научиться всему вышеперечисленному в школе.
Много споров о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Какие рекомендации, как психолог, даете Вы?
Моя личная профессиональная рекомендация – не отдавать ребенка в школу до 7-ми лет. Дело в том, что нормативы развития современных детей меняются. Они смещаются в сторону старшего возраста. Поэтому если ребенок пойдет в школу в семь с половиной лет, это будет намного лучше, чем в шесть с половиной. Но если, все же, вы решились отдать ребенка раньше, обязательно сходите на консультацию и диагностику к психологу.
Как готовят детей к школе в Центре семейной медицины?
У нас есть специальная комплексная нейропсихологическая диагностика для детей до 6-ти лет и для тех, кто только что пошел в школу. Она проходит в два этапа. Первый раз мы знакомимся с родителями и ребенком, проходим все тесты и методики, и я прописываю результаты диагностик. Затем мы встречаемся повторно и обсуждаем дальнейший план действий, в частности, специальный комплекс упражнений для самостоятельного выполнения.
Существует ли программа поддержки детей, которые только что поступили в школу?
К нам часто обращаются по поводу повышенной возбудимости, утомляемости, агрессивности и ухода в т.н. психосоматику, когда школьник начинает неоправданно часто болеть. В таких случаях мы работаем в рамках нейропсихологической коррекции и сопровождаем ребенка в течение первого класса.
Также существует несколько общих рекомендаций. Первое - ребенок должен обязательно высыпаться. Гормон стресса кортизол у сонного школьника будет очень высок. Это скажется на всех психических процессах, особенно внимании и памяти. Второе - желательно заняться любой посильной двигательной активностью. Для современных детей очень важна здоровая крепкая спина, шейно-плечевой комплекс мышц без зажимов и перекосов. Это обеспечит полноценный кровоток и поступление кислорода в головной мозг.
Как провести остаток лета будущим школьникам и их родителям?
Съездить отдохнуть, если есть возможность. Набраться новых впечатлений. Почитать с ребенком книги, например советских авторов, с описанием приключений героев-школьников. Это нужно для того, чтобы у ребенка возникала мотивация на поход в школу, на занимательные истории, на новую жизнь.
Дайте, пожалуйста, рекомендации родителям, чьи дети не первый раз идут в школу. Как настроить себя, если ты знаешь о школе если не все, то очень многое?
Все очень индивидуально. После первого класса у кого-то появятся сложности с обучением. Здесь нужно работать конкретно над развитием психических процессов. У кого-то возникнут эмоциональные проблемы с классом, с детьми, с учителями. Тогда мы корректируем коммуникативные навыки. Бывает так, что ребенок не умеет себя регулировать и вовремя останавливать. Это, кстати, большая проблема современных детей. Тогда мы работаем над волевой регуляцией.
Школа — это удивительное время. У ребенка появятся лучшие друзья на всю жизнь, он определится с будущей интересной профессией и хобби. И, кроме прочего, по большому счету, это лучшее время для творчества.